ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ПОЕЗДКА на СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ с 31 октября по 7 ноября 2018 г.

ПРОГРАММА  ПАЛОМНИЧЕСКОЙ  ПОЕЗДКИ 

во СВЯТУЮ  ЗЕМЛЮ с 31 октября по 7 ноября 2018 г.

1 день. 31 октября  Среда. Вылет из СПб, Пулково. Рейс Аэрофлот SU 6627 в 7-55. Прилет в Тель-Авив в 12-45.

Эммаус-Никополь. Дом ап. Клеопы, место первого явления Воскресшего Христа ученикам (Лк. 24:13-35). Византийские храмы, погребальные пещеры периода Второго храма.

Эллинистический город Хаммат, или Хаммас, упомянут в 1-й книге Маккавееев при описании военных действий 160-х годов до Р.Х. Римляне переименовали город в Никополь в честь победы в иудейской войне. В начале 3 в. над домом апост. от 70-ти Клеопы, куда после Своего Воскресения приходил Сам Господь, была построена церковь. В 5-6 вв. в Никополе было много храмов. Савва Освещенный провел здесь несколько лет, основав один из монастырей. 

Абу Гош – Эммаус в католической традиции. Храм крестоносцев с сохранившимися фресками XII века, выполненными византийскими мастерами. В крипте церкви находится источник.

Переезд в Тверию. Размещение в гостинице.

2 день. Четверг. 1 ноября. Галилейское море

Гора Блаженств. Нагорная проповедь. Спуск по тропе к Галилейскому озеру (к источникам).

Табха - место чуда насыщения 5000 человек и преумножения хлебов и рыб (Мф.14).

Церковь Чуда умножения хлебов и рыб. Главной достопримечательностью церкви является мозаика с изображением флоры и фауны Нила, мозаичный фрагмент с двумя рыбами и корзиной с хлебами. Престол установлен над камнем, называемым «Столом Господа» - предание говорит о нем как о камне, на котором Христос умножил хлеба и рыб для насыщения ими пяти тысяч.

Капернаум. Древний Капернаум («Дом утешения»), расположенный на берегу Галилейского моря, здесь жил Господь Иисус Христос (Мф. 4:13-16, Лк.4:31-32) Здесь Он исцелил бесноватого (Лк. 4:33-37), слугу сотника и тещей Петра (Мф. 8:5-16, Лк 7:1-10), а также расслабленного (Мк. 2:1-12) и сына царедворца (Ин. 4:46-54).  Греческий православный храм Двенадцати апостолов, где по преданию произошло чудесное исцеление расслабленного (Мк. 2:1-12)

Католический монастырь и дом исцеления тещи апостола Петра(Мф.5). Белая синагога. Построена в 4 в. на месте более древней, в которой проповедовал и совершал чудеса Спаситель (Мк. 1:21) и, которая была построена капернаумским сотником (Лк. 7:1-5). Раскопки древнего Капернаума.

Курси – Византийский монастырь на месте исцеления бесноватого (Лк. 8). 

Курси почитается как  место в стране Гадаринской, где Христос исцелил бесноватого человека, позволив бесам войти в стадо свиней, которое после этого бросилось с обрыва в озеро и утонули (Лк. 8:27-39). В конце 5 в. Здесь был построен большой монастырь. Выше храма, на склоне высокого и крутого брега, сохранились остатки небольшой часовни.

Гамла – иудейский город, разрушенный римлянами в первом веке. Византийский храм св. Григория.

Прогулка по природному парку, где можно полюбоваться каньонами и водопадами, увидеть гнездовья горных грифов.

Магдала – участок РДМ с церковью св. Марии Магдалины на берегу Галилейского озера. Святые и целебные источники. 

Древняя Магдала, откуда родом св.равноап. Мария Магдалина. Название города происходит от арамейского Мигдела, что означает «башня». Иосиф Флавий называл город Тарихеей, по-гречески – «место соления рыбы». Найдена синагога, действовавшая еще во времена Христа, до разрушения римлянами Иерусалимского храма в 70 г. по Р.Х.

Ночлег в Тверии, городе на берегу Галилейского озера.

3 день. Пятница. 2 ноября.  Галилея и Самария.

Гора Фавор. Греческий православный монастырь, основанный на месте Преображения Господа перед апостолами. 

Назарет. Греческий храм над источником, где произошло Благовещение. 

Назарет – город в нижней Галилее, знаменитый тем, что в нем жили праведный Иосиф Обручник с Девой Марией после возвращения Святого Семейства из Египта.

Православная церковь Благовещания построена у единственного в городе Назарете источника, к которому Матерь Божия приходила за водой и здесь, как утверждает предание, Архангел Гавриил приветствовал Марию, после чего войдя в Ее дом, он сообщил Ей благую весть. На левой колонне перед алтарем помещен почитаемый образ Благовещения Пресвятой Богородицы. По каменным ступеням из церкви можно спуститься в древнюю крипту, где течет вода источника.

Самария. Земля Северного Израильского царства. 

Буркин. Древняя церковь на месте исцеления 10 прокаженных (Лк. 17).

Селение Буркин расположено на севере Самарии, «между Самарией и Галилеею» (Лк. 17:11). С ним связано евангельское чудо исцеления Иисусом Христом 10 прокаженных (Лк. 17:12-19). На этом месте построен монастырь св. Георгия Победоносца. Южный предел церкви включает в себя вырубленную в скале древнюю цистерну. Когда-то она была расколота землетрясением и, сделавшись непригодной для хранения воды, служила пристанищем для больных проказой. В храме сохранился старинный каменный стасидий.

Себастия. Раскопки античного города с дворцами, храмами и театром. Темница Иоанна Крестителя.

Современный поселок Себастия и есть древний город Семирон, основанный нечестивым Амврием. Александр Македонский поселил здесь своих ветеранов.

Царь Ирод Великий в 30 г. до Р.Х. построил дворец. По византийской традиции здесь в темнице был казнен Иоанн Креститель. В древнем склепе сохранилась его могила, как и могила пророка Елисея.

Наблус. Монастырь у колодца Иакова, место беседы Господа с самарянкой Фотинией (Ин 4). Мощи священномученика Фелумена.

Город Наблус – Сихем (или Сихарь в славянскоя варианте). Праотец Авраам создал у Сихема при дубраве Море жертвенник Господу, Который явился ему здесь. Иаков за сто монет купил эту землю у Еммора, отца Сихемова (Быт.33:19), и поил водой свои стада из колодца, ископанного им. У этого колодца Иисус Христос беседовал с самарянкой (Ин 4:4-42).

Ужин и ночлег в Вифлееме.

Вифлеем (Бейт Лехем – дом хлеба). 

4 день Суббота. 3 ноября.

Иерусалим. Храмовая гора – гора Мориа, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака. Мечеть Купол Скалы, построенная на месте Иудейского храма, куда приходил Христос. Золотые ворота. Мечеть Аль-Акса.

Храмовая гора, или гора Мориа – сердце Иерусалима, предание говорит, что на её вершине праотец Авраам должен были принести в жертву Богу своего сына Исаака (Быт. 22:1-14). Здесь царь Давид поставил жертвенник Богу (2 Цар. 24:18-25). Сын Давидов Соломон воздвиг здесь Храм (3 Цар. 6 гл.). Сюда, в перестроенный новый храм, приходил Господь Иисус Христос (Лк. 19:45-48) и апостолы, здесь воспитывалась Дева Мария. В византийский период Храмовая гора пребывала в запустении, как бы свидетельствуя о завершении Ветхого Завета. Мусульмане вернули ей почитание, связав с деяниями пророка Мухаммеда. 

Гора Сион. Дом ап. Иоанна. Сионская горница. Храм Петра «Ин Галиканту» с хасмонейской лестницей, ведущий в Иерусалим I-го века.

Именно по этим ступеням мог подниматься Господь, схваченный в Гефсиманском саду и ведомый стражниками на суд первосвященников на Сионскую гору.

Иерусалим, старый город. Храм Гроба Господня. Поклонение на святой Голгофе. Александровское подворье, порог Судных врат. Виа Долороза, путь страдания. Монастырь Темницы Христовой. Овечья купель (Вифезда), место чуда исцеления расслабленного. 

Гефсиманский сад, место моления Господа, храм Всех наций. Гроб Пресвятой Богородицы в Гефсимании. Русский монастырь Марии Магдалины, мощи мц. Елисаветы и инокини Варвары.

Ужин. Отдых. Ночная литургия в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.

5 день Воскресение. 4 ноября Иерусалим. Праздник Казанской иконы Божией Матери.

Древние монастыри Пустыни Святого Града.

Вади Кельт. Монастырь прп. Георгия Хозевита. Переход по древней Иерихонской дороге в Иерихон. Дворцы царя Ирода.

Склоны ущелья Вади Кельт, где расположен монастырь прп. Георгия Хозевита, предание связывается с именем пророка Илии, скрывавшегося в местных пещерах от гнева царя Ахава (3 Цар.17). Праведный Иоаким молился в этой пустыне о даровании ему потомства. По этому ущелью дорогой из Иерихона в Иерусалим проходил Господь Иисус Христос.

Иордан.

Монастырь прп. Герасима Иорданского. 

В монастыре два храма. Верхний посвящен памяти прп. Герасима Иорданского. Нижний пещерный храм посвящен Божией Матери.

Вифавара – место Крещения Иисуса во Иордане. Погружение в воды Иордана.

В Евангелии говориться, что Иоанн крестил народ в Вифаваре (Ин. 1:28). Сюда же к нему и пришел Сам Господь. 

Иерихон. Монастырь Искушения на Сорокадневной горе (Каранталь, без восхождения) - второй монастырь прп. Харитона.

Иерихон признан самым древним городом в мире, он отметил символическое 10 000-летие. 

В Иерихоне неоднократно бывал Господь Иисус Христос, здесь он посетил дом мытаря Закхея (Лк. 19:1-10), исцелил двух слепцов (Мф. 20:29-34) и слепого Вартимея (Мк. 10:46-52)

В середине 2 в. до Р.Х. на горе Каранталь была построена крепость Док, позднее в 340 г. Развалины этой крепости послужили пристанищем прп.Харитону Исповеднику, искавшему уединения. Вскоре вокруг его кельи выросла новая лавра, через пять лет прп.Харитон покинул её, а лавра Дука процветала до персидского нашествия в 614 г. 

Текоа. Суккийская (3-я) лавра Харитона Исповедника.

Древнее еврейское поселение Текоа (Феко в славянском варианте) упоминается в Библии как город колена Иудова (Нав. 15:59) и как место рождения и погребения пророка Амоса (Ам. 1:1). Около 345 г. На склоны Вади Текоа из лавры Дука пришел прп.Харитон Исповедник и прожил здесь 5 лет, и вокруг его пещерного жилища возникла ещё одна лавра, которая стала известной под именем Суккийской.  Сейчас на месте древней лавры сохранились два водосборника из системы источник Бирэль-Анзие, или Козьего, забившего здесь по молитвам св.Харитона. Также слева видны остатки одной из башен и пещерных помещений монастыря со следами штукатурки.

Ночлег в Вифлееме.

6 день Понедельник. 5 ноября

Храм Рождества Христова. Божественная литургия – 06:30.

Знакомство с базиликой Рождества Христова. Пещеры Вифлеемских младенцев, Иродом убиенных. Пещера св. Иеронима.  

Иудейская пустыня. Монастырь прп. Феодосия Великого. Лавра прп. Саввы Освященного. Скит Ксенофонта и Аркадия. Келья Саввы в скале над Кедронским потоком. 

Лавра прп. Саввы Освященного (Мар Саба). Основана великим подвижником прп. Саввой Освященным. Ежедневные богослужения совершаются. Большая часть богослужений, включая утреню и Литургию, совершается каждую ночь в храме Благовещения, построенном в конце 5 века. Доступ на территорию Лавры женщинам запрещен заветом её основателя. Святыни для поклонения женщинам выносятся за стены монастыря, также можно подняться к башне Симеона Столпника. И перейти на противоположную сторону ущелья, где сохраняется первая келья прп. Саввы, в которой он провел 5 лет уединенного подвижничества. Братия монастыря поддерживает здесь неугасимую лампаду.

В 500 метрах от Лавры, на том же склоне ущелья находятся башня и пещерная келья братьев Аркадия и Иоанна. Неподалеку расположена келья их отца Ксенофонта. Башня скита имеет террасу с мозаичным полом, водную цистерну. На стенах древнего храма сохранились следы церковной росписи 7-8 вв.

Источник апостола Филиппа у поселения Гило, где был крещен царский евнух (Деян. 8). 

В 5-6 вв. здесь был византийский монастырь с церковью, полы которой были покрыты мозаикой. Все строения были разрушены в начале 7 в и более не восстанавливались. Источник вытекает из небольшой пещеры.

Вифания – Гробница св. Лазаря Четверодневного. Русская Вифанская школа, пещерный храм свт. Николая Чудотворца.

Название Вифания происходит от еврейского «бейт ани» - «дом бедности». Византийское название деревни – Лазария, связано с великим чудом воскрешения Лазаря Четырехдневного. Господь бывал в этом селении, останавливался здесь в доме Лазаря, а у Симона прокаженного Мария, сестра Марфы и Лазаря, возливала на Него драгоценное миро (Ин.1142, Мф. 26:6-13, Мк. 14:3-9).

При школе Вифанской общины Воскресения Христова есть пещерный храм в честь св. Николая, напротив храма установлена часовня праведных Марфы и Марии. Она построена над камнем, на котором сохранилась часть греческой надписи: «Здесь Марфа и Мария впервые услышали от Господа слово о воскресении из мертвых».

Гробница праведного Лазаря почиталась как главная святыня Вифании с раннехристианских времен.

Новый Иерусалим. Монастырь Креста с фресками Шота Руставели. Место произрастания триединого древа, посаженного Лотом. Русские подворья, Троицкий собор. 

Ночлег в Вифлееме.

7 день Вторник. 6 ноября

Набатейский город Шивта с сохранившимися византийскими храмовыми комплексами, баптистериями и бассейнами.

Южная церковь во имя Преображения была построена в начале 5 в. и затем перестраивалась около 640 г. 

Центральная церковь с тремя апсидами построена в 350 г. 

Северный монастырский комплекс построен на месте церкви 5 в., разрушенной при землетрясении.  Кроме великолепной трех-престольной церкви он включает в себя часовню и баптистерий в отдельной апсиде. На стенах, над воротами и даже на дверных порогах можно увидеть разнообразные византийские кресты и надписи. Последнее из монастырских захоронений датируется 679 г. Город удивительно хорошо сохранился и заслуживает посещения.

Город Авдат. Византийские монастыри.

Набатейский город Ободос (совр.искаженное название – Авдат) был построен в 1 в. до Р.Х. на месте старинного поселения. До наших дней сохранились укрепления 4 в., жилые здания, бани, виноградные прессы. Два византийский храма: северная церковь 4 в., в ней сохранилось место епископского седалища, помещение  реликвария  и каменный баптистерий крестообразной формы; южная церковь в память св.мч.Феодора была построена в 5 в. на месте святилища набатейского царя Обдоса II.

Ночь в гостинице в городе Беэр-Шева.

8 день Среда. 7 ноября

Завтрак. Отправление в аэропорт. Вылет в Санкт-Петербург рейсом в 18-50  

P.S. В программе возможны изменения в зависимости от местных условий и времени посещения.