ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ПОЕЗДКА на СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ с 31 октября по 7 ноября 2018 г.

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем все любящие его! (Ис. 66,10)

Программа:
1 день. 31 октября  Среда. Вылет из СПб, Пулково. Рейс Аэрофлот SU 6627 в 7-55. Прилет в Тель-Авив в 12-45.
Эммаус-Никополь. Дом ап. Клеопы, место первого явления Воскресшего Христа ученикам (Лк. 24:13-35). Византийские храмы, погребальные пещеры периода Второго храма.
Эллинистический город Хаммат, или Хаммас, упомянут в 1-й книге Маккавееев при описании военных действий 160-х годов до Р.Х. Иосиф Флавий приводил уже другое название города – Эммаус. Римляне переименовали Эммаус в Никополь в честь победы в иудейской войне. В начале 3 в. над домом ап.от 70-ти Клеопы, куда после Своего Воскресения приходил Сам Господь и, не узнанный   учениками, говорил с ними и преломил хлеб на вечерней трапезе (Лк.24:13-35), была построена церковь. В 5-6 вв. в Никополе было построено много храмов. Савва Освещенный провел здесь несколько лет, основав один из монастырей.
Вокруг церкви, где проводит богослужения экуменистическая «Община Блаженств» находятся частично восстановленные византийские храмы, погребальные комплексы хасмонейской, римской и византийской эпох.
Абу Гош – Эммаус в католической традиции. Храм крестоносцев с сохранившимися фресками XII века, выполненными византийскими мастерами.
В 1142 г. Госпитальеры возвели здесь замок с церковью, в крипте которой был скрыт природный источник воды. Замок получил имя Фонтеноид или Источник Эммауса, т.к. крестоносцы считали (ошибочно) это место Эммаусом Нового Завета.
До нашего времени сохранились крупные фрагменты изображений Распятия и Воскресения Христовых, успения Пресвятой Богородицы и праотцов Ветхого Завета. Под стенами монастыря 12 июня 1192 г. Произошло сражение арабов с войсками Ричарда Львиное Сердце.
Переезд в Тверию. Размещение в гостинице.
 
2 день. Четверг.  1 ноября. Галилейское море
Гора Блаженств. Нагорная проповедь. Спуск по тропе к Галилейскому озеру (к источникам).
Табха - место чуда насыщения 5000 человек и преумножения хлебов и рыб (Мф.14).
Церковь Чуда умножения хлебов и рыб. Главной достопримечательностью церкви является мозаика с изображением флоры и фауны Нила, мозаичный фрагмент с двумя рыбами и корзиной с хлебами. Престол установлен над камнем, называемым «Столом Господа» - предание говорит о нем как о камне, на котором Христос умножил хлеба и рыб для насыщения ими пяти тысяч.
Капернаум. Греческий православный храм Двенадцати апостолов. Католический монастырь и дом исцеления тещи апостола Петра
 (Мф.5). Белая синагога, раскопки древнего Капернаума.
Древний Капернаум («Дом утешения»), расположенный на берегу Галилейского моря, здесь жил Господь Иисус Христос (Мф. 4:13-16, Лк.4:31-32) Здесь Он исцелил бесноватого (Лк. 4:33-37), слугу сотника и тещей Петра (Мф. 8:5-16, Лк 7:1-10), а также расслабленного (Мк. 2:1-12) и сына царедворца (Ин. 4:46-54).  В византийский период в Капернауме были построены церкви, но ни, как и древние синаноги, были разрушены во время персидских войн 7 в. С начала 20 в. Здесь проводились раскопки, и было построено несколько монастырей и центров для паломников.
Современный православный монастырь Двенадцати апостолов построена на окраине Капернаума, где по преданию произошло чудесное исцеление расслабленного (Мк. 2:1-12).
Рядом с домом Апостола Петра («дом Петровой тещи») расположена так называемая Белая синагога. Она построена в 4 в. Из привозного белого известняка, что выделяло ее среди городских построек из черного базальта. На некоторых колоннах сохранились надписи с именами вкладчиков-строителей. Вероятнее всего, синагога стоит на месте более древней, в которой проповедовал и совершал чудеса Спаситель (Мк. 1:21) и которая была построена капернаумским сотником (Лк. 7:1-5).
Курси – Византийский монастырь на месте исцеления бесноватого (Лк. 8).
Курси почитается ка то место в стране Гадаринской, где Христос исцелил бесноватого человека, позволив бесам войти в стадо свиней, которое после этого бросилось с обрыва в озеро и утонуло (Лк. 8:27-39). В конце 5 в. Здесь построен был большой монастырь. Храм с двумя рядами колонн был окружен пристройками. Подземное пространство под атриумом занимает большая цистерна. Выше храма, на склоне высокого и крутого брега, сохранились остатки небольшой часовни.
Гамла – иудейский город, разрушенный римлянами в первом веке. Византийский храм св. Григория.
В византийское время рядом с разрушенной Гамлой возникло новое поселение, известное нам поарабским названием Дир Кери, которое, вероятно, произошло от имени монастыря в честь св. Григория, построенного здесь в 6 в. Сохранились остатки храма из местного черного базальта. Кроме знакомства с историческими реликвиями в парке Гамла можно полюбоваться каньонами и водопадами, увидеть гнездовья горных грифов.
Магдала – участок РДМ с церковью св. Марии Магдалины на берегу Галилейского озера. Святые и целебные источники.
Древняя Магдала, откуда родом св.равноап. Мария Магдалина. Название города происходит от арамейского Мигдела, что означает «башня». Иосиф Флавий называл город Тарихеей, по-гречески – «место соления рыбы» Раскопки, которые проводятся здесь подтвердили, что жители города занимались ловом и переработкой (засолкой) рыбы. Главной находкой стала синагога, разрушенная римлянами при подавлении Иудейского восстания в 66-67 гг. по Р.Х. Среди развалин синагоги найдены: камень, на котором читались свитки Торы, и постамент с изображением семисвечника из иерусалимского Храма. Чуть южнее иудейской Магдалы на берегу озера проводятся раскопки римско-византийского города. Уже найдена мозаика одного из храмов. По преданию первая церковь в честь Марии Магдалины на её родине была построена царицей Еленой.
Ночлег в Тверии, городе на берегу Галилейского озера.
 
3 день. Пятница. 2 ноября.  Галилея и Самария.
Гора Фавор. Греческий православный монастырь, основанный на месте Преображения Господа перед апостолами.
Главный храм монастыря построен в 1924 г. В виде базилики на фундаменте строения крестоносцев, возведенного, в свою очередь, на месте византийской базилики. Престол главного алтаря установлен над необработанной скалой, почитаемой как место Преображения. С северной и южной сторон базилики устроены смотровые площадки, с которых открывается прекрасный вид на Изреельскую долину, окружающую Фавор.
Назарет. Греческий храм над источником, где произошло Благовещение. Назаретская Митрополия и древний катакомбный храм. Базилика Благовещения, дом Пресвятой Богородицы. Гора Свержения.
Назарет – город в нижней Галилее, знаменитый тем, что в нем жили праведный Иосиф Обручник с Девой Марией.святое Семейство жило в Назарете со времени возвращения из Египта.
Назарет является центром митрополии В нем, кроме греческих, действуют католические и протестанские церкви.
Православная церковь Благовещания построена у единственного в городе Назарете источника, к которому Матерь Божия приходила за водой и здесь, как утверждает предание, Архангел Гавриил приветствовал Марию, после чего войдя в Ее дом, он сообщил Ей благую весть. На левой колонне перед алтарем помещен почитаемый образ Благовещения Пресвятой Богородицы. По каменным ступеням из церкви можно спуститься в древнюю крипту, где течет вода источника. Стены крипты отделаны армянчкой керамической плиткой.
Самария. Земля Северного Израильского царства.
Буркин. Древняя  церковь на месте исцеления 10 прокаженных (Лк. 17).
Селение Буркин расположено на севере Самарии, «между Самарией и Галилеею» (Лк. 17:11). С ним связано евангельское чудо исцеления Иисусом Христом 10 прокаженных (Лк. 17:12-19). На этом месте построен монастырь св.Георгия Победоносца. Южный предел церкви – в чсеть исцеления 10 прокаженных, включает в себя вырубленную в скале древнюю цистерну. Когда-то она была расколота землетрясением и, сделавшись непригодной для хранения воды, служила пристанищем для больных проказой. В храме сохранился старинный каменный стасидий.
Себастия. Раскопки античного города с дворцами, храмами и театром. Темница Иоанна Крестителя.
Современный поселок Себастия и есть древний город Семирон, основанный нечестивым Амврием. Это был главный израильский и самаритянский центр, но религиозное население оставило его после того, как Александр Македонский поселил здесь своих ветеранов.
Царь Ирод Великий в 30 г. До Р.Х. развернул здесь грандиозное строительство, построил дворец, где позже казнил двух своих сыновей. Многие постройки отлично сохранились, что делает Себастию интересной для посещения.
Наблус. Монастырь у колодца Иакова, место беседы Господа с самарянкой Фотинией (Ин 4). Мощи священномученика Фелумена.
Город Наблус – Сихем (или Сихарь в славянскоя варианте). Праотец Авраам создал у Сихема при дубраве Море жертвенник Господу, Который явился ему здесь. Иаков за сто монет купил эту землю у Еммора, отца Сихемова (Быт.33:19), и поил водой свои стада из колодца, ископанного им. У этого колодца Иисус Христос беседовал с самарянкой (Ин 4:4-42).
Ужин и ночлег в Вифлееме.
Вифлеем (Бейт Лехем – дом хлеба).
 
 
4 день Суббота. 3 ноября.
Иерусалим. Храмовая гора – гора Мориа, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака. Мечеть Купол Скалы, построенная на месте Иудейского храма, куда приходил Христос. Золотые ворота. Мечеть Аль-Акса – здесь была церковь Введения во Храм и дворец тамплиеров.
Храмовая гора, или гора Мориа – сердце Иерусалима, предание говорит, что на её вершине праотец Авраам должен были принести в жертву Богу своего сына Исаака (быт. 22:1-14). Здесь царь Давид поставил жертвенник Богу (2 Цар. 24:18-25). Сын Давидов Соломон воздвиг здесь Храм (№ Цар. 6 гл.). Сюда, в перестроенный новый храм, приходил Господь Иисус Христос (Лк. 19:45-48) и апостолы, здесь воспитывалась Дева Мария. В византийский период Храмовая гора пребывала в запустении, как бы свидетельствуя о завершении Ветхого Завета. Мусульмане вернули ей почитание, связав с деяниями пророка Мухаммеда.
Святыни Храмовой горы всегда были надежно защищены неприступной крепостью. В период Второго храма на гору вело пять ворот.
Гора Сион. Дом ап. Иоанна. Сионская горница. Храм Петра «Ин Галиканту» с хасмонейской лестницей, ведущий в Иерусалим I-го века.
Церковь ап. Петра «ин Галликанту». Особенно важная и достоверная с точки зрения археологов находка – ступени длинной лестницы, идущей к вершине горы мимо храма. Улица 1-2 в. До Р.Х. с широкими ступенями вела от Силоамского пруда в Верхний город. Именно по этим ступеням мог подниматься Господь, схваченный в Гефсиманском саду и ведомый стражниками на суд первосвященников на Сионскую гору.
Иерусалим, старый город. Храм Гроба Господня. Поклонение на святой Голгофе. Александровское подворье, порог Судных врат. Виа Долороза, путь страдания. Монастырь Темницы Христовой. Овчья купель (Вифезда), место чуда исцеления расслабленного.
Гефсиманский сад, место моления Господа, храм Всех наций. Гроб Пресвятой Богородицы в Гефсимании. Русский монастырь Марии Магдалины, мощи мц. Елисаветы и инокини Варвары.
Ужин. Отдых. Ночная литургия в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.
 
5 день Воскресение.  4 ноября Иерусалим.  Праздник Казанской иконы Божией Матери.
Древние монастыри Пустыни Святого Града.
Вади Кельт. Монастырь прп. Георгия Хозевита. Переход по древней Иерихонской дороге в Иерихон. Дворцы царя Ирода.
Склоны ущелья Вади Кельт, где расположен монастырь прп. Георгия Хозевита, предание связывается именем пророка Илии , скрывавшегося в местных пещерах от гнева царя Ахава (3 Цар.17). Праведный Иоаким молился в этой пустыне о даровании ему потомства. По этому ущелью дорогой из Иерихона в Иерусалим проходил Господь Иисус Христос.
Около 480 г. Сюда пришел египетский монах прп. Иоанн Хозевит, которого и считают основателем монастыря. Великим старцем лавры в нач.7 в. был прп. Георгий, именем которого сейчас называют обитель. Главный храм монастыря посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. У северной стены храма установлены ковчеги с главами прпп. Иоанна и Георгия Хозевитов. Храм св.первомч. Стефана является древнейшей церковью обители. Справа от алтаря, у мраморной алтарной преграды, было погребено тело прп. Георгия. В скрытой в скалах пещере над храмом находится церковь пророка Илии. Покровительницей монастыря является чудотворная икона Богородицы Хозевиотисса. Проходя вдоль ручья Нахаль Прат можно увидеть пещерные кельи древних отшельников и арочные конструкции римского акведука.
Правители Иудеи любили проводить зимние месяцы в окрестностях Иерихона, где и был заложен первый зимний дворец во 2 в. до Р.Х. при династии Хасмонеев. Ирод Великий в разные годы своего царствования строил и перестраивал здесь свои дворцы и комплексы, возведя обширный комплекс. От этих сооружений сохранились оригинальные стены.
Иордан. Монастырь прп. Герасима Иорданского.
В монастыре два храма. Верхний посвящен памяти прп. Герасима Иорданского, а два его боковых предела – прп. Евфимию Великому и прпп. старцу Зосиме и Марии Египетской. Нижний пещерный храм посвящен Божией Матери. В верхнем храме хранятся главы монахов, пострадавших в Каламонах при разорении монастыря персами в 614 г.
Вифавара – место Крещения Иисуса во Иордане. Погружение в воды Иордана.
В Евангелии говориться, что Иоанн крестил народ в Вифаваре (Ин. 1:28). Сюда же к нему и пришел Сам Господь.
Иерихон. Монастырь Искушения на Сорокадневной горе (Каранталь, без восхождения) - второй монастырь прп. Харитона.
Иерихон признан самым древним городом в мире, он отметил символическое 10 000-летие.
В Иерихоне неоднократно бывал Господь Иисус Христос, здесь он посетил дом мытаря Закхея (Лк. 19:1-10), исцелил двух слепцов (Мф. 20:29-34) и слепого Вартимея (мк. 10:46-52)
В византийское время в Иерихоне и окрестной пустыне возникло множество храмов и монастырей, в которых подвизались такие столпы иноческого подвига, как прпп. Евфимий Великий, Харитон Исповедник, Герасим Иорданский, Мартирий и многие другие.
В середине 2 в. до Р.Х. на горе Каранталь была построена крепость Док, позднее в 340 г. Развалины этой крепости послужили пристанищем прп.Харитону Исповеднику, искавшему уединения. Вскоре вокруг его кельи выросла новая лавра, через пять лет прп.Харитон покинул её, а лавра Дука процветала до персидского нашествия в 614 г.
Текоа. Суккийская (3-я) лавра Харитона Исповедника.
Древнее еврейское поселение Текоа (Феко в славянском варианте) упоминается в Библии как город колена Иудова (Нав. 15:59) и как место рождения и погребения пророка Амоса (Ам. 1:1). Около 345 г. На склоны Вади Текоа из лавры Дука пришел прп.Харитон Исповедник и прожил здесь 5 лет, и вокруг его пещерного жилища возникла ещё одна лавра, которая стала известной под именем Старой, Ветхой, а также Суккийской.  Сейчас на месте древней лавры сохранились два водосборника из системы источник Бир эль-Анзие, или Козьего, забившего здесь по молитвам св.Харитона. Также слева видны остатки одной из башен и пещерных помещений монастыря со следами штукатурки.
Ночлег в Вифлееме.
 
 
6 день Понедельник. 5 ноября
Храм Рождества Христова. Божественная литургия – 06:30.
Знакомство с базиликой Рождества Христова. Пещеры Вифлеемских младенцев, Иродом убиенных. Пещера св. Иеронима. 
Сейчас храм Рождества Христова разделен между православными греками, армянами и католиками. Православная Литургия совершается на центральном престоле храма. Южное (правое) крыло трансепта также принадлежит православным грекам. Здесь расположен престол праздника Обрезания Господня. Слева от него находится чудотворная икона Божией Матери. Из этого предела узкие ступени ведут вниз, в пещеру Рождества Христова. Пещера расположена прямо под православным алтарем базилики.
Иудейская пустыня. Монастырь прп. Феодосия Великого. Лавра прп. Саввы Освященного. Скит Ксенофонта и Аркадия. Келья Саввы в скале над Кедронским потоком.
Лавра прп. Саввы Освященного (Мар Саба). Первая церковь (часовня) была построена в ущелье, у пересохшего потока Кедронского, на вершине горы возвели смотровую башню. Великая Лавра в своей долгой истории претерпела разорения от персов и сарацин. Уклад монастырской жизни сохраняет принятые ещё в древности черты. Большая часть богослужений, включая утреню и Литургию, совершается ночью. Всего в Лавре в настоящее время действует 9 храмов. Доступ на территорию Лавры женщинам запрещен заветом её основателя. Святыни для поклонения женщинам выносятся за стены монастыря, также можно подняться на стоящую перед монастырем башню Симеона Столпника, с которой открывается вид на двор и храмы монастыря и ущелье Вади Кедрон.
На противоположной от монастыря стороне ущелья сохраняется первая келья прп. Саввы, в которой он провел 5 лет уединенного подвижничества. Узкая тропа ведет по склону к двери в нижний уровень пещеры, откуда по двум лестницам можно через 6-метровый туннель попасть в верхнюю часть, являвшуюся келью. Братия монастыря поддерживает здесь неугасимую лампаду.
В 500 метрах от Лавры, на том же склоне ущелья находятся башня и пещерная келья братьев Аркадия и Иоанна. Неподалеку расположена келья их отца Ксенофонта. Башня скита имеет террасу с мозаичным полом, водную цистерну. На стенах древнего храма сохранились следы церковной росписи 7-8 вв.
Источник апостола Филиппа у поселения Гило, где был крещен царский евнух (Деян. 8).
В 5-6 вв. здесь был византийский монастырь с церковью, полы которой были покрыты мозаикой. Все строения были разрушены в начале 7 в и более не восстанавливались. Источник вытекает из небольшой пещеры. По сохранившейся системе канало его вода стекает вниз по склону и небольшим водопадом изливается на стены, оформленной в виде алтарной апсиды.
Вифания – Гробница св. Лазаря Четверодневного. Русская Вифанская школа, пещерный храм свт. Николая Чудотворца.
Название Вифания проиходит от еврейского «бейт ани» - «дом бедности». Византийское название деревни – Лазария, связано с великим чудом воскрешения Лазаря Четырехдневного. Господь бывал в этом селении, останавливался здесь в доме Лазаря, а у Симона прокаженного Мария, сестра Марфы и Лазаря, возливала на Него драгоценное миро (Ин.1142, Мф. 26:6-13, Мк. 14:3-9)
Греческий монастырь свв. Марфы и Марии расположен у дороги при въезде в Вифанию. В монастырской церкви под сенью хранится камень, у которого Марфа и Мария говорили со Спасителем о смерти своего брата Лазаря. Монастырь часто называют монастырем Встречи.
При школе Вифанской общины Воскресения Христова есть пещерный храм в честь св. Николая, напротив храма установлена часовня праведных Марфы и Марии. Она построена над камнем, на котором сохранилась часть греческой надписи: «Здесь Марфа и Мария впервые услышали от Господа слово о воскресении из мертвых».
Гробница праведного Лазаря почиталась как главная святыня Вифании с раннехристианских времен. С 1570 г. францисканцы получили разрешение сделать новый вход в гробницу, который ведет теперь не из мечети, а с улицы.                                                                          
Новый Иерусалим. Монастырь Креста с фресками Шота Руставели. Место произрастания триединого древа, посаженного Лотом. Русские подворья, Троицкий собор.
Новым городом, или Новым Иерусалимом, принято называть современные районы, окружающие с севера, запада и юга городские стены 16 в. До 19 в. Эти территории пустовали, жить здесь считалось опасным. Первой к строительству на участке к западу от Яффских ворот приступила Русская Церковь; был построен городок для паломников, названный Московией.
Ночлег в Вифлееме.
 
7 день Вторник. 6 ноября
Набатейский город Шивта с сохранившимися византийскими храмовыми комплексами, баптистериями и бассейнами.
Южная церковь во имя Преображения была построена в начале 5 в. и затем перестраивалась около 640 г.
Центральная церковь с тремя апсидами построена в 350 г.
Северный монастырский комплекс построен на месте церкви 5 в., разрушенной при землетрясении.  Кроме великолепной трех-престольной церкви он включает в себя часовню и баптистерий в отдельной апсиде. На стенах, над воротами и даже на дверных порогах можно увидеть разнообразные византийские кресты и надписи. Последнее из монастырских захоронений датируется 679 г. Город удивительно хорошо сохранился и заслуживает посещения.
Город Авдат. Византийские монастыри.
Набатейский город Ободос (совр.искаженное название – Авдат) был построен в 1 в. до Р.Х. на месте старинного поселения. До наших дней сохранились укрепления 4 в., жилые здания, бани, виноградные прессы. Два византийский храма: северная церковь 4 в., в ней сохранилось место епископского седалища, помещение реликвария и каменный баптистерий крестообразной формы; южная церковь в память св.мч.Феодора была построена в 5 в. на месте святилища набатейского царя Обдоса II.
Ночь в гостинице в городе Беэр-Шева
 
8 день Среда. 7 ноября

Завтрак. Отправление в аэропорт. Вылет в Санкт-Петербург рейсом в 18-50

P.S. В программе возможны изменения в зависимости от местных условий.